Вы используете устаревший браузер. Сайт может отображаться некорректно, вам необходимо обновить браузер. ×

Требования к рекламным материалам

Общие положения

Настоящие требования обязательны к применению при размещении рекламы с использованием Продуктов 2ГИС, распространяемой на территории Республики Узбекистан.

Отношения, связанные с производством и распространением рекламы на территории Республики Узбекистан, регулируются Законом Республики Узбекистан от 25 декабря 1998 года № 723-I О рекламе, Положением о размещении рекламы, Утвержденным постановлением Государственного комитета по демонополизации и развитию конкуренции от 26 марта 2001 г. № 4 (далее — Положение), Законом Республики Узбекистан от 2 июля 2018 года №ЗРУ-478 «Об ограничении курения кальянов и электронных сигарет в общественных местах» и иными актами законодательства Республики Узбекистан.

В Законе «О рекламе» закреплены следующие основные понятия:

  1. реклама — специальная информация, распространяемая в соответствии с законодательством в любой форме, с помощью любых средств о юридическом или физическом лице, продукции, в том числе о товарном знаке, знаке обслуживания и технологии, с целью прямого или опосредствованного получения прибыли (дохода);
  2. рекламодатель — лицо, являющееся заказчиком рекламы для ее производства и (или) распространения;
  3. производитель рекламы — лицо, полностью или частично осуществляющее производство рекламы;
  4. распространитель рекламы — лицо, осуществляющее распространение рекламы рекламными средствами;
  5. потребитель рекламы — лицо или группа лиц, на которых направлена реклама;
  6. рекламные средства — средства, используемые для доведения рекламы до ее потребителя;
  7. продукция — товары, работы, услуги;
  8. контрреклама — опровержение недостоверной рекламы (недобросовестной, заведомо ложной), распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий или могущих привести к ним.

В соответствии со ст. 5 Закона «О рекламе» и Положением реклама распространяется на государственном языке Республики Узбекистан или по желанию рекламодателя — на других языках. Зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки (знаки обслуживания), слоговые литеры в типографическом наборе (логотипы) могут приводиться на языке оригинала.

В соответствии со ст. 6 Закона «О рекламе» реклама должна быть законной, точной, достоверной, формы и средств, которые используются в рекламе не должны причинять потребителю рекламы убытки, а также моральный вред.

На основании ст. 6 Закона «О рекламе» в рекламе не запрещается:

распространять информацию о продукции, производство или реализация которой запрещены законодательством:

дискриминация по признакам пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения, по иным обстоятельствам или дискредитация продукции других лиц:

призывать к действиям, которые могут повлечь нарушение законодательства, причиняют или могут причинить вред жизни или здоровью граждан и окружающей среде, а также побуждают к пренебрежению средствами безопасности:

рекламировать продукцию, которая подлежит осязательной сертификации или производство либо реализация которой требует наличия специального разрешения (лицензии), в случае отсутствия соответствующего сертификата, лицензии;

имитировать (копировать или подражать) общее решение, текст, изображение, музыкальные или звуковые эффекты, применяемые в рекламе другой продукции, если иное не предусмотрено законодательством об авторском праве и смежных правах;

— использовать имя или изображение физического лица без его согласия;

— распространять порнографию;

— использовать иностранные слова и выражения, которые могут привести к искажению смысла информации;

— указывать на то, что продукция одобрена государственными органами либо их должностными лицами;

рекламировать проведение стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенной продукции, без указания организатора мероприятия, правил и сроков его проведения, источника информации о таком мероприятии, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения;

рекламировать продукцию под видом рекламы другой продукции, товарный знак или знак обслуживания которой тождественен либо сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания продукции, реклама которой запрещена либо в отношении рекламы которой установлены соответствующие ограничения или требования.

На основании ст. 7 Закона «О Рекламе» запрещается реклама:

— с использованием изображений несовершеннолетних, потребляющих или использующих продукцию, предназначенную исключительно для совершеннолетних либо запрещенную для приобретения или потребления несовершеннолетними;

— содержащая призывы к несовершеннолетним приобрести продукцию или обращений к третьим лицам с просьбой приобрести Рекламируемую продукцию;

— с использованием настоящего или игрушечного оружия.

На основании ст. 13 Закона «О рекламе» недостоверная реклама запрещена, под недостоверной рекламой признается реклама, которая в результате неточности, двузначности, преувеличения, умалчивания, нарушения требований в отношении времени, места и способа распространения и иных требований, предусмотренных законодательством, вводит или может ввести в заблуждение потребителей рекламы, причинить убытки и метальный вред лицам, а также государству.

На основании ст. 14 Закона «О рекламе» не допускается скрытая реклама, под скрытой рекламой понимается реклама, которая оказывает неосознаваемое воздействие на восприятие потребителя, в том числе и путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

На основании ст. 15 Закона «О рекламе» под сравнительной рекламой понимается реклама, которая прямо или косвенно идентифицирует конкурента или продукцию одного и того же рода, предлагаемую конкурентом. Сравнительная реклама допускается, если в ней объективно и добросовестно сравниваются материальные, существенные, достоверные свойства продукции, если при этом реклама не вводит и не может ввести в заблуждение, не приводит к смешению личности рекламодателя и конкурента или товарных знаков (знаков обслуживания), фирменного наименования, продукции рекламодателя и конкурента и не дискредитирует, не ущемляет деловую репутацию конкурента или его товарного знака (знака обслуживания), фирменного наименования, продукции или деятельности.

На основании ст. 22 Закона «О рекламе» установлены требования в отношении рекламы лекарственных средств, средств косметики и бытовой химии.

Реклама лекарственных средств должна:

а) излагаться на доступном языке и содержать следующие сведения: полное (в том числе и международно-непатентованное) название лекарственного средства, название производителя, основные показания к применению;

б) сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Этому предупреждению должно быть отведено не менее 10 процентов всей рекламы лекарственных средств.

Запрещается реклама лекарственных средств:

— распространяемых только по предписанию (рецепту) врача;

— содержащих наркотические средства и (или) психотропные вещества, не разрешенных к медицинскому применению в Республике Узбекистан.

Без разрешения Министерства здравоохранения Республики Узбекистан не допускается реклама лекарственных средств для несовершеннолетних.

Реклама лекарственных средств, подлежащих безрецептурному отпуску не должна:

а) представлять лекарственное средство как уникальное, наиболее эффективное, наиболее безопасное по отсутствию побочных эффектов;

б) вводить в заблуждение относительно состава, происхождения, новизны или патентованности лекарственного средства;

в) подрывать репутацию предприятий-производителей, веру потребителей в действие лекарств;

г) ссылаться на рекомендации ученых, работников здравоохранения, а также государственных служащих или прочих лиц, которые вследствие собственной известности могут поощрять применение лекарственных средств;

д) содержать материал о предназначении исключительно или преимущественно для детей;

е) утверждать, что безопасность и эффективность данного лекарственного средства обусловлена его природным происхождением;

ж) утверждать, что лекарственное средство является биологически активной пищевой добавкой, косметическим продуктом или средством гигиены;

з) допускать некорректные сравнения с другими лекарственными средствами в целях усиления рекламного эффекта;

и) создавать впечатления ненужности медицинских консультаций или хирургических операций;

к) содержать утверждения о том, что действие данного лекарственного средства гарантировано;

л) внушать, что здоровье человека может быть ухудшено неприменением лекарственного средства.

Реклама биологически активных пищевых добавок не должна:

а) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

б) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате их применения;

в) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с их применением;

г) побуждать к отказу от здорового питания;

д) создавать впечатление о их преимуществах путем ссылок на факты о проведении исследований, государственной регистрации, а также использования результатов иных исследований в форме прямой рекомендации к их применению.

Запрещается реклама косметических средств, бытовой химии, продуктов питания, витаминных и биологически активных пищевых добавок без специального разрешения соответствующих государственных органов на их применение и реализацию. Основанием для размещения рекламы косметических средств, витаминных и биологически активных пищевых добавок, средств бытовой химии, продуктов питания является копия сертификата соответствия, если рекламируемая продукция подлежит обязательной сертификации.

На основании ст. 22-1 Закона «О рекламе» реклама энергетических напитков должна содержать предупреждение о вреде чрезмерного употребления таких напитков, а также информацию о лицах, кому они не рекомендуются.

Реклама энергетических напитков не должна демонстрировать процессы потребления напитков, создавать впечатление, что эти процессы имеют важное значение для достижения социального и спортивного успеха или улучшения физического и психического состояния потребителей.

На основании ст. 23 Закона «О рекламе» и Положения реклама табака, табачных изделий и алкогольных напитков любой крепости запрещается. В рекламе не допускается демонстрация процесса курения и потребления алкогольных напитков, а также создание впечатления, что эти процессы имеют важное значение для достижения социального и спортивного успеха или улучшения физического и психического состояния потребителей.

Не допускается реклама магазинов, реализующих алкоголь и/или табачные изделия.

Согласно Закону «Об ограничении курения кальянов и электронных сигарет в общественных местах», запрещена реклама курения кальянов и электронных сигарет, а также реклама мест их приобретения.

На основании ст. 24 Закона «О рекламе» установлены требования в отношении рекламы оружия: реклама оружия осуществляется только в специализированных изданиях, а также непосредственно в помещениях торговых организаций, реализующих охотничье оружие, или на соответствующих выставках (мероприятиях). Соответственно реклама оружия в Продуктах 2ГИС запрещена.

На основании ст. 25 Закона «О рекламе» установлены следующие особенности рекламы ценных бумаг и услуг, связанных с привлечением средств населения.

Реклама ценных бумаг и услуг, связанных с привлечением средств населения (банковских, страховых и т.п.), или лиц, оказывающих эти услуги, возможна лишь при наличии соответствующей лицензии, подтверждающей право на осуществление такого вида деятельности. В рекламе таких услуг или лиц, их оказывающих, запрещается сообщать размеры ожидаемого дохода, а также иную информацию о будущей прибыли (доходе), кроме фактически выплаченных по итогам не менее одного года.

Информация, используемая в рекламе не должна быть использована в целях:

— пропаганды войны, насилия и терроризма, а также идей религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма;

— призыва к насильственному изменению существующего конституционного строя, территориальной целостности Республики Узбекистан;

— разглашения сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;

— распространения информации, возбуждающей национальную, расовую, этническую или религиозную вражду, а также порочащей честь и достоинство или деловую репутацию граждан, допускающей вмешательство в их частную жизнь;

— пропаганды порнографии, наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

— совершения других действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законом.

Заключительные положения

Действующая редакция настоящих Требований размещена на Сайте в сети интернет по адресу: http://law.2gis.uz/advert-rules/requirements.

Редакция от 01.09.2019 г.